СОУТ СПб
Что требуют по охране труда от ИП
Что требуют по охране труда от ИП и какие поблажки ему предоставили

Пресс-центр

Документы по охране труда

Что требуют по охране труда от ИП и какие поблажки ему предоставили

Когда ИП обязан организовать охрану труда

До тех пор пока у ИП нет трудовых договоров с наемными работниками, работодателем его не считают. Трудовой кодекс для него не действует, поэтому обязанностей по охране труда у такого предпринимателя нет.

Пример. Петров Петр зарегистрировал себя как ИП, но в мастерской по ремонту обуви работает в одиночку. Сам с собой предприниматель трудовой договор заключить не может. Поэтому ему не нужно обучать охране труда, проводить специальную оценку условий труда, направлять на медицинские осмотры и исполнять другие требования из статьи 212 ТК. НДФЛ и страховые взносы в ФСС и ПФ РФ за сотрудников он не платит, под проверки МинТруда не подпадает.

Как только предприниматель принимает хотя бы одного работника, у него возникают обязательства по Трудовому законодательству. С данного момента ИП должен организовать охрану труда и вести соответствующие документы.

Пример. Заказов стало больше, поэтому Петров Петр нанял мастера по ремонту обуви. По нормам выдачи ему нужно было выдать костюм, перчатки и фартуки, являющиеся СИЗ 1-го класса. Но предприниматель решил не выдавать мастеру спецодежду. По жалобе работника с внеплановой проверкой к ИП пришел инспектор ГИТ. Петрову назначили штраф 5 тыс. руб. по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. В суде арбитр не признал нарушение малозначительным и не стал менять штраф на предупреждение.

Если у ИП есть наемные сотрудники, он должен направлять их на медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, выдавать средства индивидульной защиты по тем же правилам, которые действуют для всех остальных работодателей.

Какие документы нужно закупить и разработать по охране труда

Факт организации охраны труда подтверждают локальные акты ИП. Список необходимых документов можно составить по проверочным листам приказа РосМинТруда от 10.11.2017 № 655 (далее — Приказ № 655). Например, проверочный лист по СОУТ ГИТ использует, чтобы проверить, есть ли у предпринимателя приказ об утверждении состава комиссии по СОУТ, порядок ее деятельности, график спецоценки, перечень рабочих мест, на которых проводили специальную оценку, план мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приложение № 21 Приказа № 655). Минимальный перечень локальных документов по охране труда для ИП смотрите ЗДЕСЬ.

Какие поблажки по охране труда сделали для ИП

Когда у индивидуального предпринимателя меньше 15 работников, структуру системы управления охраной труда (СУОТ) можно упростить. Уровни управления между сотрудником и работодателем в этом случае разрешают сократить (п. 3 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Если предприниматель относится к микропредприятиям и отвечает за охрану труда самостоятельно, создавать комиссию для спецоценки не нужно. Полномочия комиссии может исполнить один человек: лично ИП или любой сотрудник, которого он назначил (ч. 3.1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Использовать поблажку не получится, если предприниматель заключил договор на услуги по организации охраны труда. В этом случае ИП должен возглавить комиссию по СОУТ, а привлеченный по договору работник — состоять в ней. Чтобы соблюсти требование о нечетном составе комиссии, нужно также включить в нее представителя работодателя или профсоюза.
ИП может быть микропредприятием или малым предприятием. К первой категории относят ИП со среднесписочной численностью до 15 работников включительно и с доходом до 120 млн руб. за прошлый год. Если работников от 16 до 100 человек включительно, а доходы колеблются между 120 млн и 800 млн руб., у предпринимателя статус малого предприятия (ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ)
Микропредприятиям и малым предприятиям не нужно отчитываться об условиях труда по форме 1-Т (утв. приказом Росстата от 24.07.2020 № 412). Не сдавать отчет по форме 7-травматизм разрешили только микропредприятиям. Остальным подавать сведения о травматизме и профзаболеваниях нужно, если попали в выборку Росстата.
До конца 2020 года на предприятиях малого и среднего бизнеса со среднесписочной численностью работников до 200 человек не проводят плановые проверки. Если наемных сотрудников больше, проверять по плану ГИТ вправе только тех, кого отнесли к категории высокого риска.

С внеплановой проверкой ГИТ придет к ИП только в пяти случаях:

  1. Есть вред жизни и здоровью граждан, риск такого вреда или возникла ЧС.
  2. Должны проверить, как устранили нарушения из предписания, которые угрожали жизни, здоровью граждан.
  3. Поступило поручение президента или правительства, требование прокурора по материалам и обращениям.
  4. Нужно предоставить правовой статус, выдать лицензию или разрешение.
  5. Должны проверить, как исполнили предписание, чтобы лицензия, аккредитация или разрешение начали действовать.
    Проверки по нарушениям, которые нанесли или могут нанести вред жизни и здоровью, инспекторы должны согласовать с прокурорами (п. 1 постановления Правительства от 03.04.2020 № 438).


Заказать звонок
+
Жду звонка!