Специальная оценка условий труда, важные изменения 2020 года, ошибки и нарушения

Пресс-центр

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда, важные изменения 2020 года, ошибки и нарушения

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ ппВид нарушенияКакая законодательная норма нарушена
1Работодатель не организовал проведение плановой спецоценкиСпецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иноене установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ«О специальной оценке условий труда»)
2Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценкиВ ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановуюСОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологическогопроцесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияниена уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3СОУТ проведена компанией, не имеющейсоответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТРаботодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника,нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5Не соблюден порядок проведения спецоценки(результаты СОУТ могут быть признаны недействительными)Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственныхфакторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнениюутверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6Некорректное применение результатов спецоценкиПри предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасныхусловиях нельзя руководствоваться исключительно результатамипроведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ(к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность»у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда,устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работниковмедорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7Работодатель не привлек представителейпрофсоюзной организации к участию в процедуре спецоценкиЕсли в компании есть профсоюз или иной представительныйорган работников, его представителя нужно включить в составкомиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведенияспецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведенияРаботник вправе присутствовать при проведенииспецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9Работодатель не учел предложения работниковпри идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторовРаботник имеет право обращаться к работодателю, его представителю,организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящейспецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем местеидентификации потенциально вредных и (или) опасных производственныхфакторов и за получением разъяснений по вопросам проведенияспециальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудниковИдентификация потенциально вредных и (или) опасныхпроизводственных факторов на рабочих местах осуществляетсяэкспертом компании-оценщика. Результаты идентификациипотенциально вредных и (или) опасных производственных факторовутверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  • Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены.

Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.


Заказать звонок
+
Жду звонка!